Хостинский районный суд Сочи приговорил инженера Алексея Щуся к пяти с половиной годам по делу о репостах про войну с Украиной и изготовлении оружия. Об этом сообщает его адвокат от ОВД-Инфо Мария Спасибухова.
Суд признал инженера виновным по статьям о распространении «фейков» о российской армии по мотивам ненависти (п. «д» ч. 2 ст. 207.3 УК) и незаконном изготовлении оружия (ч. 4 ст. 223 УК).
В последнем слове Щусь назвал уголовное дело против себя «попыткой расправы над ним за инакомыслие и вольнодумство». «И судя по 5 месяцам, проведенным в СИЗО, эта расправа удалась», — добавил он.
«Возможно, если бы к нам прислушивались, а не сажали на большие сроки, то и не летали бы беспилотники каждый день. Не была бы частично оккупирована Курская область. […] Судя по тому, что творится в нашей экономике, нашу страну ведут не туда. И я давал самую безобидную обратную связь — через посты в интернете. Я не ходил с плакатами, не бросал бутылки с зажигательной семью», — сказал мужчина.
«Ст.207.3 УК РФ — по сути, неосталинистская статья. И она действует меньше трех лет, тогда как наша Конституция, которая принята на всенародном референдуме и провозглашает свободу слова, действует уже 21 год», — отметил он.
В прениях прокурор просил назначить Щусю семь лет и семь месяцев колонии.
Дело против Щуся возбудили в мае 2024 года. С 15 августа он находится под стражей — ему заменили подписку о невыезде на арест после того, как следователь утяжелил обвинение по статье о «фейках», добавив мотив ненависти.
В основу дела легли репосты во «ВКонтакте» с комментариями Щуся, сделанные в 2022 году. В одном из них он писал об обстреле роддома в Мариуполе, в другом — об избиении мирных жителей Херсона российскими военными, а в третьем — о том, что после отступления из Изюма оккупанты не успели избавиться от тел убитых, находившихся во временных могильниках.
Инженер настаивал, что выражал личное, субъективное мнение о фактах, правдивость которых он не ставил под сомнение. Его адвокат отмечала, что гособвинение не предоставило доказательств ложности сведений из постов Щуся.
Обвинение в незаконном изготовлении оружия появилось под конец следствия. Поводом для него стал найденный дома у Щуся самодельный предмет, из которого можно стрелять металлическими шариками через поршневую трубу с помощью натяжения тетивы. Экспертиза признала этот предмет метательным стрелковым оружием. Защита не соглашается с этим заключением, настаивая, что сила натяжения тетивы соответствует характеристикам луков и арбалетов для отдыха и развлечений. Кроме того, сейчас устройство не пригодно к использованию.
«Уголовное дело в отношении Щуся А.В. является не чем иным, как преследование за инакомыслие, давлением на гражданское общество, недопустимое в демократическом, правовом, современном и развитом правовом государстве, — говорила в суде адвокат. — Такая порочная практика превращает правосудие в инструмент расправы над неугодными, в результате теряется главный смысл правосудия — восстановление социальной справедливости. Какое преступление совершил Щусь А.В.? Кто пострадал от его действий? Потерпевших по уголовному делу нет, личных претензий подсудимому никто не предъявлял, материального и морального вреда Щусь А.В. никому не наносил. Разве может считаться опасным преступником лицо, разместившее пост в социальных сетях?».
- После начала войны в Украине российские власти стали резко реагировать на протестные настроения. Перечень статей, по которым преследуют выступающих против войны, достаточно широк. Фигурантам «антивоенных дел» часто вменяют хулиганство, вандализм, применение насилия к представителям власти и другие нарушения. Существенным элементом давления также стали статьи, введенные в Уголовный кодекс после начала военных действий, — распространение «фейков» про армию РФ и дискредитация вооруженных сил.
- Фигурантами уголовных дел, возбужденных из-за протеста против войны с Украиной, стали уже более 1100 человек. Подробнее об этом — в нашей инфографике.