Правительство внесло в Госдуму три законопроекта, изменяющих «антиэкстремистское» законодательство. На появление проектов в базе Системы обеспечения законодательной деятельности обратила внимание «Медиазона».
Первый законопроект предполагает изменения в закон «О СМИ» и в федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности», упрощающие внесение новых организаций в реестр «экстремистских организаций» Минюста. «Теперь в список экстремистских организаций, который ведет Минюст, будут включать не только запрещенные в официальном порядке „организации“, но и „экстремистские сообщества“. Причем для этого достаточно обвинительного приговора хотя бы одному члену группы», — объясняет юрист ОВД-Инфо Ева Левенберг. Второй законопроект вносит поправки, учитывающие эти изменения, в статью УК об участии в деятельности экстремистской организации (ст. 282.2 УК).
«Долгое время в российском законодательстве существовала своеобразная конкуренция норм между понятиями „экстремистская организация“ и „экстремистское сообщество“. На практике это нередко приводило к правовой неразберихе: по каким именно статьям привлекать участников, под какую категорию подводить объединение? Самый яркий пример — дело ФБК: их признали и организацией, и сообществом, что дало правоохранителям возможность маневрировать между нормами закона, выбирая наиболее удобные статьи. Теперь же эта конкуренция теоретически может быть устранена расширением понятия „экстремистской организации“», — поясняет Левенберг. — «Скорее всего, статья 282.1 будет применяться точечно — в первую очередь к отдельным лицам, чтобы получить ключевой элемент для дальнейшего преследования: обвинительный приговор. Этот приговор станет юридическим основанием для признания всего сообщества экстремистским, после чего его участники смогут привлекаться уже не как члены сообщества, а как участники экстремистской организации».
Юрист подытоживает: «Такой механизм способен запустить эффект домино: сначала единичные дела, затем автоматическое распространение статуса экстремистской организации на всю группу, а вслед за этим — резкое увеличение числа обвиняемых. Более того, включение сообщества в реестр экстремистских организаций означает, что на него начнут распространяться все запреты, ранее касавшиеся только организаций».
Третий законопроект вносит изменения в статью УК о возбуждении ненависти либо вражды (ст. 282 УК); предложение Минюста об ужесточении этой статьи правительство одобрило в конце января. В текущей редакции статьи, действующей с 2018 года, уголовное преследование по ней возможно после вступления в силу постановления по делу о соответствующей административной статьи (ст. 20.3.1 КоАП). Новая поправка, будучи принятой, даст возможность возбуждать уголовные дела сразу, без предварительного административного наказания, если следствие усмотрит в словах обвиняемого «оправдание или пропаганду насилия», а также «угрозу его применения». «Подобная формулировка также оставляет широкое поле для интерпретаций, под которую может попасть любое эмоциональное высказывание», — комментирует Ева Левенберг.
В отношении всех трех внесенных законопроектов юрист поясняет: «Заявленные поправки преподносятся как меры по борьбе с общественно опасными явлениями. Однако на практике они расширяют возможности уголовного преследования за инакомыслие, снижают правовую определенность и, вероятно, приведут к увеличению числа политических дел».